Приветствую Вас Гость | RSS

API TV

Пятница, 23.02.2018, 15:14
Главная » Статьи » Folk

Сергей Матвеев: «Каков народ, такие у него и песни»

Сергей Матвеев написал песню «Любо мне», которая моментально стала не только популярной, но приобрела статус народной. Широкую известность она получила в исполнении Александра Щербакова и Оптинского Казачьего Хора.

Многие современные ансамбли русских и казачьих песен взяли её в свой репертуар, даже не подозревая, что песня имеет авторство. Но сам Сергей Матвеев в силу природной скромности считает хорошим признаком, что «Любо мне» стала поистине народной. Недавно Сергей Матвеев выпустил книгу «На высоких берегах…», в которую вошли его стихи, баллады и басни. 

- Вы родились и выросли на берегах Дона. А как оказались в Оптиной Пустыни?
- В Оптину Пустынь я попал, как и любой русский человек, который тянется к святыням.  Оптина Пустынь была любимой обителью многих великих русских людей. На мой взгляд, это самый скорбный и торжественный монастырь. Такой ненависти со стороны богоборческой власти, не испытал, наверное, ни один монастырь. Он претерпел множество страданий, его стёрли с лица земли…

Оптина Пустынь имеет колоссальное притяжение для всех русских людей. Она несёт в себе огромный духовный заряд, который потом долго ощущаешь на себе. Даже Лев Толстой, который считается отступником, он же не в Париж ехал!  В последние минуты своей жизни он понимал, что  без этой обители ему не обойтись. Другое дело, что Толстого  туда не пустили. Но старец  Варсонофий выехал к нему навстречу.

Я постоянно бываю в Оптиной Пустыни  и очень рад, что монастырь восстановился. Рад тому, что там бурлит духовная жизнь и культура вокруг имеет мощный благородный духовный отпечаток. 

- Расскажите об истории создания Оптинского казачьего хора.
- Начну издалека. Замечательный русский городок Козельск, который находится рядом с обителью, прославился тем, что один из немногих устоял от татарского нашествия. К этому делу приложили руку  и казаки.

Согласно  преданию,  Иван Грозный, который посетил этот «злой город», был очарован историей казачьего стояния в Козельске и подписал Указ об организации служивого казачьего войска. То есть,  официальный государственный статус казаки приобрели после Указа Ивана Грозного. 

Первое поле, которое проезжают все по пути в Оптину Пустынь – Казачий Луг. Казалось бы, в тысячах километров от дома, от Дона раскинулся Казачий Луг! У нас там организовался Оптинский казачий хор, замечательный коллектив!

В хор входят казаки, которые служат в Центральном казачьем  войске, они имеют отношение к охране монастыря.  Нужно заметить, что очень долгое время  большевики не могли взять отпинские скиты, потому что их охраняли два казака. Боялись даже туда соваться!  И пока монахи сами не распустили охрану, казаки оттуда не уходили.

 

- Расскажите немного о Фестивале «Оптинская Весна».
- Фестиваль проводится в Козельске в середине мая. Милостью Божией  и хорошим расположением к нам русских воинов из дивизии одной из передовых частей наших военно-космических сил, долгое время мы пользовались  просторным залом Дома  Офицеров.

Мы не привлекаем никаких государственных бюджетных средств. Все происходит абсолютно Христа Ради. Так  мы сохраняем свою независимость.

У нас представлена Сибирь, Сербия, другие российские регионы и страны мира, огромное количество претендентов!  Отбор проходит в Москве, а основной Фестиваль  уже  в Козельске, после литургии и молебна.

В жюри входят именитые люди: Ольга Кормухина, замечательная певица, духовное чадо отца Николая Гурьянова, профессор музыкального училища им. Гнесиных,  Художественный руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко и другие прославленные крепкие профессионалы.

- Почему казачьи песни до сих пор так любят?
- Песня – это душа человека и душа народа. Каков народ, такие у него и песни. Почему казачьи песни так любят? Не потому, что они махали  шашкой и умело дрались. У них были другие задушевные понятия, они любили мир по-своему.

Я вырос на Дону на хуторе Арпачин, рядом со станицей Старочеркасской. С детства  помню, что взрослые люди, казаки, запрещали нам  обижать любую живность. Нельзя было из баловства убивать ни гадюк, ни крыс, ни лягушек. Это Божии твари. Нам всегда прививали любовь ко всем, кто живёт в Божием мире.

Вот все качества, которые воспитывались с младенческих лет, выразились в песнях. Почему они такие мощные и любимые? Потому что они – это исповедь души человека. Какая у тебя душа,  такие у тебя и песни.

Я с детства наблюдал за тем, как казаки поют.  Идут в поле  работать – поют,  возвращаются – поют. Эти песни в моем маленьком  сознании не могли поместиться. Но они отложились так глубоко, что потом уже стали прорастать, когда я сам стал писать песни.

Но, правды ради, должен отметить: время как фильтр отсеяло самое лучшее, что было в песенных традициях донцов и вообще казачьего народа по всей стране – от  Сибири до Дона  и Кубани. И потому народная глубинная песня такая потрясающая!

- Казаки оставили и оставляют свой след по всему миру. Вам приходилось с этим сталкиваться?
- Однажды я был приглашён в Швейцарию на этнический  фестиваль. И там произошла такая небольшая, но  знаковая история. Сразу после приезда  мы решили пойти посмотреть горы. Мы еще не выступали, с нами никто не был знаком. В горах нам навстречу попалась группа швейцарцев. Вдруг один из них показывал  на меня рукой и воскликнул: «Red Kazak!». Как он смог это почувствовать, ведь  я был одет в обычную одежду  и они  не слышали нашего языка?

Милостью Божией нас заносит в разные места и мы оставляем свои благородные следы не только на всех пространствах нашей великой Родины, но и по всему миру. Старые кладбища на Дону,  все хуторские и станичные кладбища  не досчитываются мужчин, которые  погибали на войнах – турецких, европейских… В Севастополе, когда спускаешься с храмовой горы,  попадается огромное количество казачьих могил. На них высечены разные эпитафии, например: «Казак станицы Великокняжеской, ранен штуцерной пулей на таком-то редуте…»

Я хочу напомнить  небольшую историю времён адмирала Фёдора Ушакова. В то время  у нас на Корфу был союз с турками и казаки были защитниками пленных французов.  Стояла задача - пленных французов переправлять кораблями. Турки предложили не возиться с ними и всех перерезать. Казаки встали на защиту пленных и показали таким образом, что они не только хорошие воины, но и благородные защитники. 

- Как сочетается казачья удаль с православным воспитанием?
- Основа казачьего мировоззрения – это христианская  мораль, образ жизни и мировосприятие в целом. Без этого не было бы казаков. Казаки – это, в первую очередь,  Воинство Христово. Мы знаем, что раньше христиан нещадно избивали и издевались над ними.

Равноапостольный князь Константин Великий ввёл в традицию защиту веры. При битве с Максентием,  ему  было видение Креста в небесах, состоящего из светящихся букв: «Сим победиши!».  Это знамение было принято на вооружение.  И с тех пор казаки являются потомками духовных направлений,  принятых Константином Великим и его матерью Еленой.

Мало кому известно, что в наших северных монастырях много воинских храмов, где на фресках изображён Святослав Храбрый как руководитель Воинства Христова. У него казачий вид – на голове - оселёдец, которому стали подражать в своем облике запорожские казаки.

Святослав Храбрый  был тайным  христианином. Так как во времена походов в Хазарию и Константинополь войско было разноплановым,  для него было важным сохранить единство. Потому что разночтения, которые могли  возникнуть среди воинов, привели бы  к рыхлости в строю. А этого нельзя было допустить. Но, церковная традиция хранит святость Святослава Храброго и он является родоначальником воинства русского.

 

- Сталкивались ли вы с детства с казачьим спасом?
- Да нас с детства так воспитывали! Как только мы начинали воспринимать мир,  все игры были воинского направления. Были свои забавы, связанные с интенсивным возрастанием в природной среде – стрельба из лука, подводное ныряние.

Когда дети подрастают, отцы их обучают более серьезно. Главное -, дать этому верное, христолюбивое  направление, чтобы оно не принимало форму жестокости. Прежде всего – чистое сердце. 

- В репертуаре многих казачьих коллективов недавно появилась песня  «Любо мне». Нам удалось выяснить, что вы являетесь автором этой  песни.
- Красивый цветок всегда растет вольно. Эта песня не моя авторская, эту песню сочинял весь коллектив. Она принадлежит Оптинскому казачьему хору. А я –назначенный автор.

У нас в Старочеркасске прямо на берегу Дона проходят фестивали  с мая по сентябрь. Там можно понять, насколько ценны старинные казачьи  песни. То, что было написано и спето казаками раньше – это золото! Необыкновенные слитки!

Особенно это чувствуется, когда заканчивается официальная часть. Все садятся вокруг огромного казана. Вот тогда и увидишь необыкновенных людей, которые поют  народные казачьи  песни не на сцене, а при камышах, плещущейся воде, аромате Дона…  

И истоки «Любо мне» – в том же самом Старочеркасске. Она вышла с донских берегов, пронизана тем замечательным местом. Это хорошая современная народная песня,  именно донская. Она родилась на тех берегах, откуда Ермак начинал свой поход  в Сибирь. Если там остались казаки,  они тоже могут считаться авторами этой песни,  хотя их предки пришли туда 500-т лет назад. 

Светлана Мельникова, Андрей Поляков (фото авторов)

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Александр Щербаков: «Народная песня – это путь к себе»

Борис Галкин: «Не обязательно во время войны встречаются герои»

Нина Шацкая выступит в Кремлёвском Дворце

Категория: Folk | Добавил: Bro (17.01.2018)
Просмотров: 13056 | Теги: АлександрЩербаков, Сергей Матвеев, Любо мне, Оптинский казачий хор | Рейтинг: 5.0/199