Приветствую Вас Гость | RSS

API TV

Среда, 18.10.2017, 05:11
Главная » Статьи » Science

Дмитрий Шамов. Пропадут пчёлы, не станет и людей

Приближается Медовый Спас, один из самых «вкусных» и почитаемых на Руси праздников. По нему определяли, насколько сытным и богатым будет год. «Кто пчеле рад, тот будет богат», считали наши предки. Ведь мёд в древности был альтернативой золотого запаса государства.

Но не только из-за мёда любили и почитали пчёл. Их высочайшая самоорганизация считается эталоном  для человеческого общества. Не случайно, в лицее академика Щетинина, который считается лучшей образовательной системой мира, в одной из научных лабораторий, дети изучают жизнь и поведение пчёл.

На школьной пасеке – базовом модуле научного производственно-педагогического объединения, мы беседуем с его руководителем, педагогом Дмитрием Олеговичем Шамовым. 

- Дмитрий Олегович, пчёл в народе считали умными, утверждали, что «Родилась пчела – всю науку поняла». Дети вашего лицея также отличаются системным подходом ко всем наукам. Очевидно, есть схожесть в организации пчелиной семьи и школы Щетинина?

- Работа с пчелами уникальна. Исследовать жизнь пчёл в образовательном учреждении не просто, и очень интересно. Ведь появление новой деятельности приводит любого человека к развитию.

В нашем лицее есть различные научные направления и научные школы. Одно из Научных производственно-педагогических объединений специализируется на работе с пасекой. Там дети получают возможность соприкоснуться с живым миром не в книжках, не в картинках, не в компьютере, а увидеть воочию большую сложную систему-комплекс, которая включает в себя химию, физику, математику, биологию.

- Народная мудрость гласит: «Чтобы пчел водить, надо сердцем их любить». Раз вы руководите школьной пасекой, значит, любите пчеловодство? Откуда у вас это увлечение?

- Конечно, работа с детьми на пасеке во многом зависит от того, как преподаватель преподнесет это мастерство. 
Признаюсь, что у меня самого не было предрасположенности к работе с пчелами. Не было ни знакомых, ни родственников-пчеловодов. Правда, в нашей  школе были люди, которые умели обращаться с пчелами, в отличие от меня. 

С ребятами мы начали с двух семей, а сегодня имеем несколько десятков ульев. Причем, занимаемся не на простом уровне, а сотрудничаем с одной из самых главных научно-исследовательских станций в России по работе, изучению, разведению и сохранением  кавказской пчелы, которая находится в Красной Поляне. У нас совместный проект.

- В народе замечено, что пчёлы жалят людей вредных и не добрых, а мирных и спокойных не трогают. Как крылатые труженицы относятся к юным пчеловодам?

- Характер у кавказских пчел, по сравнению со среднерусской пчелой, очень добрый. К улью среднерусской пчелы не подойдешь просто с мирными настроениями. А за работой кавказских пчел можно долго наблюдать. Многие дети даже не думают, что пчелы могут  ужалить. А когда рассказываешь им об устройстве пчелиной семьи, их это очень увлекает. Ребята работают серьезно и с удовольствием.

- А как относятся пчелы к тому, что к ним в улей постоянно кто-то заглядывает?

- Наши ребята проверяют пчелиные семьи ежедневно. Ведут записи. Без этого нельзя. Хотя, мы знаем, что по статистическим данным, после того, как пчеловод заглянул под крышку улья, пчелиная семья восстанавливается до шести часов.

- Важен психологический настрой пчеловода во время работы на пасеке?

- Это большая история. Когда пчеловод что-то делает не так, пчелы это сразу дают понять. Однажды мой немецкий друг подошел к пчелиной семье, которая была безобидная, никогда никого не кусала. Как только он приблизился к улью, его сразу ужалили.

Я и сам замечал, когда во мне не все гармонизировано, пчёлы дают понять, что во мне что-то не так. 

- «Не корм пчелу кормит, а хозяйский глаз». Сколько молодых пчеловодов ухаживают за пасекой?

- У нас в подразделении работает 20 ребят. У меня два главных помощника. Они сейчас проверяют объем пчелиных семей, занимаются прополисом. 

В этом году много работали с отводками, пчелиные семьи расширяли, делили. Пчеловодная стезя требует много различных специализаций – кто-то рамками занимается – наколотить, связать, стянуть рамки, натянуть проволочки, прикрепить вощинки. У кого-то задача – воск старый собрать, перетопить, обработать, кому-то нужно  улики почистить, кому-то - покрасить. Работы всегда хватает. Этим занимаются все парни. 
Сейчас у нас горячая пора. Ведутся наиболее ответственные работы. Взяток подходит к концу, в то время как в Центральной полосе он в разгаре - цветет липа,  Иван-чай. Липа у нас уже отошла, остался донник. В этом году погода была специфичная – июнь и май шли дожди, поэтому мы стараемся максимально уделить внимание каждой семье, чтобы достичь наибольшего результата, расширить и сохранить пчелиные семьи. Да так, чтобы и пчелок сохранить, и самим с медом остаться. 

- «Хочешь быть всегда здоров – пчёл паси, не докторов», - говорили в старину. Удается ли ученикам лицея полакомиться медком со своей пасеки?

- Конечно! У нас есть свой медовый фонд, который мы используем для поддержки иммунитета детей.

- Какие домики любят больше кавказские пчёлы?

- Наша пасека работает со всеми стандартными видами ульев: многокорпусными, с украинскими ульями-лежаками, с обычными стандартными 12-ти рамочными магазинными надставками.

Сейчас пасека дошла до определенного количества. Можно уже подумать над тем, чтобы переместить некоторые семьи в альтернативные ульи – борти или колоды, чтобы посмотреть, как будут чувствовать себя в них пчелы. 

Здешние леса богаты дубом, липой  и ольхой. Ольха представляет породы мягких деревьев. Это означает, что в дуплах ольхи, которые иногда огромные, неохватные, могут селиться пчелиные семьи. Также пчелы очень любят липу. Чуть южнее растет каштан, могучий благородный медонос.

- Пчёлы – известные труженицы, поэтому и говорят: «Для пчелы всякий урок легок». А как постигают азы пчеловодного мастерства ребята?

- Многие выпускники нашего лицея учатся в Белгородской сельскохозяйственной академии на разных факультетах – агрономии,  ландшафтного дизайна,  земельного кадастра, агроэкологии, зоотехнике и других. На профильной кафедре изучают пчеловодство. При желании, можно получить диплом пчеловода.

В лицее мы изучаем  классические приемы работы с пчелой, методы работы других пчеловодов, смотрим учебные фильмы, читаем  множество специализированных книг. Но, самое главное и интересное - вести исследовательскую работу самостоятельно. Кто успешен в физике, химии, математике и в других научных дисциплинах, успешен и здесь. Нередко с парнями мы ставим эксперименты. Это всегда интересно. Мы ведем записи, сопоставляем их год от года - как развиваются семьи, какие условия для них наиболее оптимальны. 

Самое главное, в НППО на базе нашей школы, ребята получают все базовые представления по работе с пчёлами - как заботиться, сколько давать воды, когда подлечить, создать тенёк или утеплить.

- Век от века в народе тоже наблюдали за пчёлами и эти наблюдения дошли до нас. Например, замечено, что молния никогда не поражает пчелиный улей. Также пчёл называли Божьими скотинками и почитали как символ чистоты. Вы согласны с этим?

- Ребята понимают, какая это большая ответственность – соприкосновение с живыми существами. Пчёлы – особые создания, и требуют к себе особого внимания. Как и любое домашнее животное, их нужно кормить, поить, ухаживать за ними.

- Ваш лицей ориентирован на изучение народной культуры. В работе с пчелами применяете ли вы народные секреты?

- Так как мы не потомственные пчеловоды, пока никому из нас каких-то тайных древних знаний не перепало. В книгах о них не пишут, поскольку большинство публикаций посвящено экономическому эффекту работы с пчелой. Но, тем не менее, такие дни, как Медовый Спас мы стараемся почитать.

- Не только в народе, но в науке к пчёлам – отношение серьезное. Эйнштейн утверждал, что человек может прожить без кислорода три минуты, без воды три дня, а без пчел четыре года. Учёный сравнивал исчезновение пчел с глобальной катастрофой. По данным ООН, сегодня смертность пчел становится повсеместной проблемой и их количества уже не хватает для опыления всех растений. Вы уделяете внимание этой теме в своей научной лаборатории?

- Это волнующий вопрос. Есть статистика, которая показывает, что после зимы и на юге России, в том числе, многие пчеловоды несут большие потери Бывает, что опытные бортники теряют до 60-80 процентов всей пасеки. 

Объясняют это разными причинами – ухудшение экологии, большое количество опылений, увеличение количества вышек сотовой связи и прочие факторы. Виной всему  – человек. Химикаты и радиосигналы сотовой связи зачастую сводят крылатых тружениц с ума. 

Эйнштейн был абсолютно прав, когда говорил: «Пропадут все пчёлы, не станет и людей». Мы максимально работаем, чтобы приумножить количество пчелиных семей, чтобы они не страдали, были здоровы.
Михаил Петрович Щетинин нам всегда напоминает о том, что пчела и человек должны быть рядом. Так что, пчелы  у нас в лицее будут всегда.

Светлана Мельникова (фото автора)

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ::

Лицей Щетинина: Дети – детям!

Захар Тимофеев: «Меня не пугают высокие знания»

Лицей Щетинина – осознанный вклад в образование будущего

Анна Васильева: «Школа Щетинина - единственно верное образование детей»

Лицей Щетинина – осознанный вклад в образование будущего

Татьяна Чемякина. Любой ребенок гениален

Виталий Кузовкин. Пройти барьер инертности мышления и тела

Лицей Щетинина. Кто не танцует – не знает свои корни

Суламбек Кучмазоков: «Народная культура - богатство, которое невозможно изъять»

Школа Щетинина. Начать с нуля и не бояться учиться

Лучшее Телевидение Он-Лайн API TV

Лучший Танцевальный Телеканал API TV DANCE

Телеканал Уникальных Экспедиций API TV POAN

Телеканал Народных Традиций API TV FOLK

Телеканал Романтики и Романса API TV ROMANS

Категория: Science | Добавил: Bro (05.08.2017)
Просмотров: 12722 | Теги: пчелы, образование, пчеловодство, Лицей Щетинина, Школа Щетинина | Рейтинг: 5.0/152