Приветствую Вас Гость | RSS

API TV

Пятница, 18.08.2017, 02:05
Главная » Статьи » Science

Лицей Щетинина: Дети – детям!

Система обучения в Лицее академика Михаила Щетинина признана уникальным явлением в мировом образовании. Не случайно, в лучшую школу мира стремятся попасть дети со всех сторон света. Как проходит приём новых лицеистов, рассказал учитель Дмитрий Шамов.

- Дмитрий Олегович, что происходит во время поступления новеньких?

- В дни поступления можно понаблюдать, как научный образовательный процесс по физике, химии, математике, литературе, географии осуществляется полностью силами ведущих лицеистов, освоивших свой предмет на 100%.  Они сами предлагают ход образовательного процесса, сами подбирают задания, придумывают, какие зачёты и экзамены нужно будет провести в итоге. Мы, учителя, выступаем в качестве кураторов и оцениваем качество работы.

Весь процесс происходит концентрированно. Метод «погружения» означает, что у нас нет уроков в привычном понимании, мы не занимаемся 45 минут физикой, 45 минут химией, 45 минут литературой и т.д. «Погружение» означает, что мы несколько дней занимаемся, например, только биологией, то есть всё учебное время ученик посвящает только биологическому направлению. На нём он сосредотачивает всё свое внимание. Это очень важно. 

В средней школе порой бывает, что человек ухватил одну какую-то мысль на одном уроке, но на следующем забыл об этом, и так далее, таким образом ребёнку трудно охватывать целостность каждого предмета, всё размывается. 

Концентрация на одном предмете позволяет нам увидеть весь процесс от начала до конца. 

- В аудитории по физике работают четыре группы по нескольку человек разного возраста. Чем они заняты?

- Это работают четыре научных «экипажа». В целом они представляют собой единую лабораторию физики. Каждая группа состоит из учеников или из выпускников Лицея.

Чем мы сейчас занимаемся? Специально для работы на вступительных мероприятиях мы выбрали четыре темы, которые с наглядной, бытовой точки зрения могли бы интересно представить физику.

Например, первая лаборатория представляет исследования обычной лампочки и её принципа работы, другая - рассматривает работу сотовой связи, третья лаборатория изучает и исследует принципы оптики, явления оптических иллюзий. Это наглядно и интересно. Для детей (особенно младшего возраста) это является весьма занятным. И, четвёртая лаборатория изучает устройство и работу сети Интернет. 

Чем интересна эта работа? Во-первых, всё преподносится на максимально простом уровне, чтобы ребенку не было страшно, во-вторых, в каждом изучаемом направлении видна связь с природными явлениями. Например, при работе с лампочкой проводится параллель с глубоководными животными, которые, находясь под водой, освещают себе путь в темноте. 
В лаборатории сотовой связи мы рассматриваем, как на уровне электромагнитных волн взаимодействуют планеты, звезды и т.д. Дети исследуют само явление и дают представление о том, как это происходит.
В лаборатории сети Интернет мои коллеги сейчас рассматривают научную статью китайских и американских учёных о том, как грибы обмениваются между собой информацией. Эта статья вышла в свет буквально пять дней назад. Научное исследование дети уже взяли в работу, ведь эта информация особенно интересно звучит, если  провести параллель с работой Интернета.

- Интересно, что один и тот же педагог может выступить координатором в разных дисциплинах. Это происходит только на вступительных испытаниях или во время основного учебного процесса тоже?

- Каждый преподаватель у нас - универсал, поэтому он должен быть дипломированным специалистом и в области физики, химии, математики и других предметов. В связи с тем, что мы работаем по нестандартной модели,  нам приходится проходить много курсов переквалификации. Например, я проходил такие курсы и сдавал экзамены по математике, физике, химии и филологии. 

- Как ведётся преподавание в Лицее?

- Каждый учитель работает в своей научной школе, где он имеет возможность проектировать и создавать те или иные образовательные модели. Важной особенностью является то, что учитель никогда не работает один. У него есть своя научная лаборатория, как неотъемлемая часть процесса. Получается, что большую часть детей мы по праву называем коллегами, и они абсолютно заинтересованы в развитии учебного процесса. 

- Вам интересно, как оценивают опыт работы Лицея ученые и другие педагоги?

- Перед началом набора в Лицей, в последних числах июня, мы специально читали статьи о работе Михаила Петровича Щетинина. В этих трудах исследователи отмечают, что Лицей - это, в первую очередь, комплекс, сочетающий учебную и научную деятельность в области гуманитарного или естественно-научного цикла, и деятельность в сфере искусств – изобразительного искусства, ансамблевого пения, хореографии, боевого искусства. Эта система является одним из самых интересных явлений в мировом образовании. 

- Какое научное направление является связующей нитью всего процесса обучения?

- Мы считаем ключевым историческое образование. Знание богатой истории нашей Родины, понимание, что Россия исторически сложилась, как многонациональное государство, позволяет воспитывать в детях крепкую, товарищескую любовь к другим народам. В Лицее много ребят с Кавказа, Дальнего Востока, Урала, Сибири, крайнего Севера, других регионов, также есть представители других стран - Украины, Белоруссии, Казахстана и т.д. Они с детских лет учатся мирно сосуществовать, уважая самобытность каждого народа. Понимание того, кто мы, откуда мы, куда идём - является одним из самых важных в нашей работе. Мы считаем, что только на этой основе можно строить образовательный процесс.

- Какое место, на ваш взгляд, занимает Лицей среди альтернативных мировых образовательных систем?

- Лицей Михаила Петровича Щетинина определенно занимает лидирующее место. Конечно, можно возразить, что каждый кулик хвалит своё болото. Но я лично координирую работу нескольких международных групп, которые сюда приезжают, чтобы перенять опыт и увидеть, как работает наша система. Скажу словами тех людей, которые исследовали многие мировые образовательные системы и приехали к нам. Они признают нас лидерами, хотят с нами сотрудничать и мечтают по образцу нашей модели сделать такие же школы у себя.

Светлана Мельникова (фото автора и Андрея Полякова)

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:

Лицей Щетинина – осознанный вклад в образование будущего

Татьяна Чемякина. Любой ребенок гениален

Виталий Кузовкин. Пройти барьер инертности мышления и тела

Лицей Щетинина – осознанный вклад в образование будущего

Анна Васильева: «Школа Щетинина - единственно верное образование детей»

Лицей Щетинина. Кто не танцует – не знает свои корни

Суламбек Кучмазоков: «Народная культура - богатство, которое невозможно изъять»

Школа Щетинина. Начать с нуля и не бояться учиться

Эра 21

Эра 21. Основы нового мировоззрения

Лучшее телевидение ОнЛайн API TV

Телеканал Уникальных Экспедиций API TV POAN

Лучший Танцевальный Телеканал API TV DANCE

Телеканал Романтики и Романса API TV ROMANS

Категория: Science | Добавил: Bro (31.07.2017)
Просмотров: 14708 | Теги: образование, наука, Лицей Щетинина, учеба, Школа Щетинина | Рейтинг: 5.0/197